Rambler's Top100
Алфавитный указатель автомобилейКарта сайтаГлавная страница  
  СИСТЕМА "ГРАД" НА ШАССИ АВТОМОБИЛЯ УРАЛ
 

Система "Град", базирующаяся на шасси автомобиля Урал, отмечает свой 40-летний юбилей

В 1965 году началось серийное производство реактивной системы залпового огня БМ-21 на шасси автомобиля многоцелевого назначения Урал-375Д, известной всему миру как система "Град".

С началом выпуска системы "Град" советские войска получили современную многозарядную дивизионная реактивную систему залпового огня с дальностью стрельбы более 20 км. Система способна поражать цели на значительных площадях, а залповый огонь и внезапность производит должный эффект на противника. Применение внедорожного автомобильного шасси Урал высокой проходимости обеспечивает системе высокую мобильность: через несколько минут после прибытия на позицию система может открыть огонь и сразу после залпа покинуть позицию (залп всеми снарядами длится всего 20 секунд), уходя от ответного огня.

30 мая 1960 года вышло постановление Совета Министров о начале работ по "полевой дивизионной реактивной системе "Град". Головным разработчиком системы было назначено НИИ-147 (ныне ГНПП "Сплав"). СКБ-203 проектировало пусковую установку, НИИ-6 - твердотопливные заряды, ГСКБ-47 (ныне ГНПП "Базальт") - снаряжение боевых частей. Надежность, простота в эксплуатации и внедорожные качества автомобиля Урал производства Уральского автозавода стали решающими преимуществами при выборе шасси для принципиально новой РСЗО.

Две опытные установки "Град" успешно прошли заводские испытания в конце 1961 года. В процессе государственных испытаний, которые проходили в 1962 году, имели место некоторые поломки автомобиля Урал-375Д, тем не менее система "Град" была принята на вооружение. По результатам испытаний системы "Град" специалистами Уральского автозавода были проведены работы по улучшению конструкции шасси. Были проведены работы по усилению задних мостов и применению для лонжеронов рамы автомобиля легированного проката.

Результаты испытаний привели к разработке трехточечной системы крепления артиллерийской установки на автомобильном шасси, которую и сейчас специалисты рекомендуют тем изготовителям спецтехники, которым требуется минимальная деформация оборудования и снижение нагрузок на это оборудование при движении автомобиля по местности. Таким образом, проводимые опытные работы сыграли положительную роль в повышении качества и надежности автомобиля Урал, чем он впоследствии и прославился у автотранспортников во многих странах мира.

Самоходная установка БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д (с 1976 года Урал-4320). Артиллерийская часть служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода или вручную.

В 70 - 90-х годах комплекс "Град" использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные.

РСЗО БМ-21 длительное время и в больших количествах производилась оборонной промышленностью СССР. Производство этой системы и ее модификаций было налажено также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. По оценкам военных специалистов, сегодня система "Град" стоит на вооружении почти в 50-ти странах мира.

Январь 2005 г.

   
Продажа автокранов, автомобилей Урал всех модификаций, спецтехники на шасси Урал и запасных частей