Д. Федечкин
Один из принципов японской производственной системы, внедряемой
сегодня "Группой ГАЗ" и на автозаводе в Миассе,
гласит - "Путь улучшений бесконечен". Первый неполноприводный
миасский самосвал Урал-63685 призван подтвердить этот постулат.
Когда в ноябре 2005 года сошла с конвейера опытная партия
грузовиков Урал дорожной гаммы, было объявлено, что их эксплуатация
будет контролироваться специалистами автозавода. Заявления
не разошлись с делом. Теперь в Челябинске и области, на стройках
и карьерах Урал-63685 стал не менее привычен, чем самосвалы
других российских и зарубежных марок. Это позволило заводским
инженерам собрать обширную информацию об автомобилях и применить
ее для доработки конструкции. Модернизированный
самосвал Урал-63685.
У самосвалов несколько изменился экстерьер, и в первую очередь
это видно по бамперу. Его форма стала более функциональной
и при этом симпатичной. Теперь он - цельный, а не состоящий
из двух частей. Прежде при установке стеклопластиковых бампера,
ступеней и крыльев кабины приходилось мучиться - подгонять
друг к другу, и все равно порой между деталями можно было
палец просунуть. Сейчас зазоры уменьшились. Фары более гармонично
интегрированы в бампер и приобрели защитную решетку. Оригинальные
указатели поворотов по просьбам транспортников заменили на
более привычные, от миасских внедорожников МАЗов и КамАЗов.
Их проще найти в продаже. Теперь иная форма у крыльев кабины
и брызговиков передних колес.
Для того чтобы подняться в кабину, теперь вовсе не обязательно
смолоду заниматься пожарным многоборьем. Раскритикованная
журналом "Рейс" лестница оснащена отныне тремя ступеньками.
Нижняя - подвесная, гибкая, обломить ее в карьере или на стройке
невозможно. Появилась бюджетная версия самосвала, рассчитанная
на менее избалованного опционом потребителя. В частности,
импортный отопитель-подогреватель заменили на российский,
оптимизировали системы выпуска газов и питания двигателя воздухом.
Кабина у "бюджетника" короткая, хотя северяне предпочитают
брать автомобиль только со спальным местом.
Облицовка радиатора в угоду технологичности потеряла оригинальность.
Теперь она стальная, штампованная, в точности такая же, какая
устанавливается на серийные "Уралы" с колесной формулой
8х8. Приподнимаешь ее, и становится понятно, почему у миасских
конструкторов исчез еще один повод для икоты. Они нашли там
удобное место для маслозаливной горловины, а ведь раньше пришлось
бы опрокидывать кабину, чтобы до нее добраться.
Чтобы открыть крышку аккумуляторных батарей, теперь не требуется
снимать боковую защиту. На сегодняшних самосвалах крышка пластиковая,
не боящаяся паров электролита и с резиновыми фиксаторами.
На связке ресиверов теперь не скапливается карьерный грунт,
для устранения этого увеличили зазоры между баллонами. Изменилась
конструкция крепления противооткатных упоров. Стальные пружины
заменили резиновыми хомутами и тем улучшили фиксацию упора
в кронштейне. Проще и удобней стала конструкция держателя
запасного колеса после того, как откидной кронштейн поменяли
на поворотный.
Изменена фиксация стопорного пальца поворотного заднего
противоподкатного бруса. На смену шплинту со сжиманием-разжиманием
усиков пришла "английская булавка". На самосвалах
первой серии лопалась по сварке балка дополнительной опоры
силового агрегата. Дефект ушел в прошлое после того, как ее
сделали цельноштампованной.
От импортных пластиковых трубопроводов механизма опрокидывания
кабины пришлось отказаться. Они лопались на морозе, рвались
и текли, теперь импорт заменили на отечественные медные трубки
и шланги. В системе предпускового подогрева вместо двух топливных
баков теперь один. И расположился в более доступном для обслуживания
месте: стоит откинуть кабину, и он полностью перед взором
водителя.
Изменения коснулись не только автомобиля, но и самосвальной
платформы, которая изготавливается тоже в Миассе, на предприятии
"Уралпромтехника". Причем это заключается не только
в улучшенном лакокрасочном покрытии платформы за счет применения
импортных материалов. Изменилась схема крепления надрамника
к раме, для уменьшения изгибающего момента при разгрузке самосвала
применены подпружиненные болты. Появился новый замедлитель,
сокративший по просьбам эксплуатационников время подъема-опускания
платформы, изменен шарнирный узел. При этом применен электрический
ограничитель угла подъема платформы взамен гидравлического,
что позволило обеспечить остановку платформы без рывков. Введены
дополнительные страховочные тросы, ограничивающие угол подъема
платформы и предотвращающие ее неконтролируемый сброс. Импортный
фильтр в гидросистеме лучше справляется с очисткой масла.
Полностью переработана конструкция фиксаторов заднего борта,
раньше они и замерзали, и покрывались грязью. Теперь они -
открытого типа и потому самоочищаются.
Кроме гидроцилиндров орского производства, которым в номере
"Рейса" также досталась порция критики, теперь возможна
установка нефтекамских, применяемых на самосвалах "КамАЗ",
а в перспективе - использование импортной гидравлики.
На самосвалах Урал-63685 применены маслобаки новой конструкции,
при использовании которых традиционный щуп превратится в архаизм.
Уровень масла можно будет определить визуально: через стекло
и при помощи шкалы указателя. А на сливном и напорном фильтрах
появятся индикаторы засоренности.
С точки зрения эксплуатации главным достижением стало то,
что совместились сроки технического обслуживания платформы
и шасси. И в самом руководстве по эксплуатации существенно
прибавилось конкретики: начиная с электрической схемы и заканчивая
обозначением точек смазки.
В ближайшей перспективе планируется ввести в конструкторскую
документацию самосвала передние обтекатели, которые будут
устанавливаться по требованию потребителей.
Среди других новшеств - применение "мягкого" рулевого
колеса. Разработана конструкторская документация на трехосный
неполноприводный самосвал, оснащенный более мощным силовым
агрегатом - ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. Такой грузовик может
эксплуатироваться в составе автопоезда с полной массой до
53,5 тонн. Любопытно, что в качестве рекомендованного значится
полуприцеп ближайшего конкурента - МАЗ-8561-02. Это сделает
конкуренцию еще острее, но в выигрыше, несомненно, останется
перевозчик.
Январь 2008 г. |