В. Васильев
В 1953 г. Научно-исследовательский автомоторный институт
(НАМИ) получил техническое задание на разработку полноприводного
автомобиля многоцелевого назначения для транспортировки военных
грузов и монтажа различных образцов вооружения. Через три
года появилась опытная машина НАМИ-020 (6х6), созданная под
руководством Н.И. Коротоношко. Внедорожник оснастили опытным
бензиновым двигателем ЗИЛ-375 (6959 куб.см) мощностью 180
л.с.
В трансмиссии использовали однодисковое фрикционное сцепление,
5-ступенчатую коробку передач ЯМЗ, раздаточную коробку с двумя
передачами и несимметричным межосевым дифференциалом, с муфтой
отключения переднего моста, который снабдили шариковыми шарнирами
равных угловых скоростей, колесными редукторами и одноступенчатой
спирально-конической главной передачей. Задние ведущие мосты
имели главную передачу проходного типа и симметричный межосевой
дифференциал, блокируемый с помощью пневмопривода. Герметичные
тормоза оснащались пневмогидравлическим приводом, рулевой
механизм - гидроусилителем. Специальное устройство могло менять
давление воздуха в односкатных шинах вездеходного типа размером
14.00-20.
Автомобиль оборудовали предпусковым подогревателем двигателя,
обогревом кабины и аккумуляторных батарей. Трехместную кабину
изготовили на ГАЗе. Цельнометаллическая платформа с тремя
рядами откидных сидений рассчитана на перевозку груза массой
до 5 т. Сзади под платформой разместилась тросовая лебедка.
Машина уверенно двигалась по снежной целине глубиной до одного
метра, сухому сыпучему песку, луговине, размокшей пашне, размытому
проселку, преодолевала подъемы крутизной до 32 градусов и
броды глубиной до 1,2 м. На бездорожье автомобиль уверенно
буксировал прицеп полной массой 5 т. В дальнейшем НАМИ-020
стал прототипом семейства грузовиков Урал-375.
|